Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность
Вид проекта : познавательно-исследовательский, краткосрочный
Время реализации проекта : апрель 2022 г. (2 недели)
Участники проекта : воспитатели, дети первой младшей группы (2-3 года, родители воспитанников.
Актуальность
Всем известно, как велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому важными разделами программы работы детского сада являются экологическое и трудовое воспитание. Дети учатся видеть красоту природы и любить ее, а так же видеть проблемы и находить способы их решения.
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать.
Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представление про то, как растет лук, что он живой, что необходимо для роста. Недостаточно развит интерес к трудовой и познавательно – исследовательской деятельности.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Только с помощью взрослых младший дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Поисково-исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Проектная идея : создать в группе детского сада мини огород на подоконнике.
Цель проекта : создание условий для познавательного развития детей через опытно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность, формирование экологической культуры у детей и родителей посредством создания мини-огорода на окне.
Задачи проекта :
Для работы с детьми:
• Дать детям знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
• Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия и трудовой инвентарь.
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
• Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Для работы с родителями:
• Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
• Привлечь родителей к активной жизни группы в рамках организации проекта.
Для педагогов:
• Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
• Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
• Сформировать предметно-развивающую среду для проекта.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: помощь воспитателю ,повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в экологическом воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых форм и методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта :
• тематическая организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром;
• использование продуктивной деятельности (рисование, лепка)
• создание в группе «огорода на окне» (посадка лука, чеснока, травничка, бархатцев)
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
• Обустройство огорода на подоконнике.
• Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, лук).
• Подборка художественной литературы для чтения.
• Подборка иллюстраций для рассматривания.
2 этап – исследовательский
• Рассматривание луковицы, семян цветов, веточек деревьев. Беседа по ходу наблюдений.
• Рассматривание иллюстраций. Проигрывание дидактических игр.
• Участие детей в посеве семян цветов и посадке луковиц.
• Ознакомление детей с художественной литературой.
• Разучивание и проведение подвижных игр.
• Рисование ладошками и пальцами рук.
3 этап – заключительный
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
• Оформление выставки рисунков и фотовыставки.
• Подведение итогов реализации проекта.
Реализация проекта
№ п/п Вид деятельности
1 Практическая деятельность
1. 1. Посадка лука.
2. Цель: Вызвать интерес к выращиванию лука.
2. Опыт – наблюдение за ростом лука.
Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
3. Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
Цель: Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
4. Выращивание рассады (бархатцы, чеснок, салат, помидоры, перец). Цель: Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
2 Художественно-эстетическое развитие
Лепка овощей из пластилина (помидор, огурец, морковь)
Задачи:
Рисование «Посадили мы лучок»
Задачи:
- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ладошкой. Создавать радостные впечатления от проделанной работы.
Раскрашивание силуэтов овощей.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- учить подбирать цвета в соответствии с окрасом овоща.
3 Речевое развитие
Беседы:
- «Что такое огород и что на нём растёт»
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике»
- «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
Чтение художественной литературы:
Чтение русской народной сказки «Репка»,
стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»,
В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».
Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде»
И. Токмакова «Купите лук»
Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами и фруктами. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
4 Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Огуречик», «Солнышко и дождик».
Пальчиковые игры:
«Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Варим щи».
Дидактические игры:
«Овощ или фрукт», «Чудесный мешочек», «В борщ или в компот?»,
«Какой формы?»
5 Работа с родителями
Консультации:
«Зеленый мир на окошке»
«В союзе с природой»
Оформление фотовыставки «Как мы сажаем и ухаживаем за луком»
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с овощами и фруктами.
2. Дети получили представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
3. В группе был создан мини - огород на подоконнике.
4. У детей формируется интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
5. Проводимая работа позволила воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду взрослых.
7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
8. Участники проекта получили положительные эмоции.
Продукты проекта :
1. Оформление мини выставки «Наш урожай».
2. Фотовыставка «Как мы сажаем и ухаживаем за луком».
Список использованной литературы
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу» Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7лет с окружающим миром. М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. : «Просвещение», 2008 г.
4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
5. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С. Н. Николаева, – М. : ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
6. Интернет ресурсы
Спасибо большое,мне очень понравилась ваша работа!
ОтветитьУдалитьОчень здорово! Спасибо Вам!
ОтветитьУдалить